Наш город дал наименование целому виду судов. Не знали?
Краеведы из паблика «Брянское море» рассказывали, что имя «Брянск» было присвоено десятку кораблей, бороздящих моря, океаны и реки — серьезный показатель о значимости вклада нашего города в становление флота и судостроения России. Но, оказывается, это ещё не всё. Не каждый город может похвастаться тем, что его именем названы не только отдельные корабли, а … целый вид судов. Брянск может!
Сухопутный Брянск является колыбелью русского флота. Это уже не вызывает ни у кого удивления. Так же как Переславль-Залесский и Воронеж, наш город находится далеко от моря, что, впрочем, не помешало Петру Первому основать здесь верфь, Адмиралтейство и строить на берегу Десны корабли для морских походов и сражений.
В наших краях строились не только военные дубель-шлюпки, прамы и галеры, но и сугубо гражданские «байдаки» и «берлины». Причём, гражданское судостроение в брянских краях имело более давнюю историю. Это и сподвигло царя-реформатора создавать здесь военную судостроительную базу. Так что кораблей строилось тут много и разных.
Более того, наш родной город дал своё имя не только как персональное название тому или иному кораблю, а даже целому виду судов — об этом известно не столь широкому кругу читателей.
Вместе с тем, ещё русский писатель-маринист Николай Петрович Боголюбов (1821-1898), в своём фундаментальном труде «История корабля» упоминает, что «брянки строятся по берегам р. Десны входящей в Днепровскую водную систему».
А уроженец Брянска Афанасий Петрищев в своей статье упоминает о «почетной известности «брянчек», бороздивших некогда воды Десны и Днепра вплоть до Херсона». Скорее всего, речь идёт об одном и том же типе судна.
Что же представляли собой суда, имевшие такое ласковое название «брянка»? Оказывается, это специализированный тип речной баржи. Длина брянки составляла 12 саженей (около 25 метров) и шириной 3 сажени, осадку она имела 7 четвертей аршина. Грузоподъёмность баржи этого типа составляла от 98 тонн (6000 пудов) до 100 тонн.
Судя по тому, что 22-метровому теплоходу «Тосна» несколько лет назад запретили ходить по Десне из-за превышения разрешённой длины на два метра, то брянкам, доживи они до наших дней, проход по реке тоже был бы воспрещён.
*) сажень — 2,13 метра
На фото: рисунок из книги Н.П. Боголюбова