На музыкальном небосклоне Брянщины, который в последнее время немного потускнел, появилась группа «Джаз в ребро». Кто вошёл в её состав, какой репертуар и дальнейшие планы нового музыкального объединения?
Костяк группы был создан в 2019 году, но, как говорят сами её участники, «ударила пандемия», и окончательные оргвопросы пришлось отложить.
Вспомнить звуки юности
«В составе группы уже не молодые люди, — рассказывает её гитарист Александр Жупанов. — Несмотря на то, что в этом составе мы объединились не так давно, у каждого из участников солидная музыкальная биография. Хотя жизнь — сложная штука и делает свои зигзаги, которые сказываются и на занятии любимым делом».
Александр увлёкся музыкой в 1978 году. Тогда он выступал в Парке Толстого на летней эстраде, которая была в виде ракушки. Сейчас её уже, к сожалению, снесли, но тогда это место было довольно популярным среди молодёжи. В ту деревянную так называемую «клетку» приходили потанцевать юноши и девушки. Для них и играли брянские исполнители.
Затем в областном центре открыли ресторан «Дубрава» и выступления перенесли на её площадку. Именно с «Дубравой» связана история группы «Парад», которую ещё помнят многие горожане. В этом коллективе Александр проработал более двадцати лет, гастролируя от Мурманска до Ялты.
Начальником городского отдела культуры тогда являлся Василий Головко. Каких-то запретов, которые мешали бы творческой деятельности, не существовало — всё это сказки и мифы, признаётся музыкант. Тем более, что в их музыке не было никакого тоталитаризма, всегда удавалось найти консенсус. Да, были и рекомендуемые к исполнению песни, но всё по обоюдному согласию.
После того, как в 1985 году к 100-летию города открылась гостиница «Брянск», группу перевели на работу в её ресторан. Сегодня, может, кто-то и подзабыл, но в советские времена коллективы зачастую не являлись самостоятельными юридическими лицами, поэтому музыканты выступали сотрудниками различных городских учреждений культуры.
Тогда все участники «Парада» находились в составе областной филармонии. Трудовые книжки лежали там, а ребята на самом деле были «прикомандированы» к гостинице «Брянск», где и работали до 1996 года. Потом — в кафе «Володарка» на первом Брянске, которое сейчас называется «Жар-пицца». Но сам Александр с 1999-го и до 2019 года музыкой не занимался — срок большой.
За это время он сменил несколько мест работы. В 2000 году, окончив академию права, был назначен начальником службы судебных приставов в Бежицком районе. Потом стал юристом в банке, затем — в ТЭК-Энерго. И только выйдя на пенсию, вернулся к любимому делу.
Причём это возвращение было не специальным, но ряд обстоятельств привёл к такому закономерному результату — один друг из Америки прислал гитару, другой подарил усилитель … И вдруг позвонил Пётр и говорит: «А не хотите ли вы к нам присоединиться?». И вот они вместе.
Каменная основа
Пётр Капитанников — артист-инструменталист. Именно такая первая запись у него в трудовой книжке. Вместе с тем в багаже множество знаний и опыта, которые помогают сейчас. Занимался он в том числе производством музыкальной и эстрадной аппаратуры. Много выступал за пределами Брянщины, в частности, на Севере, в городе Кандалакше Мурманской области, и на юге, в селе Дивноморском Краснодарского края.
Предыдущая работа закономерно вывела его на бизнес, который одновременно является и увлечением — мечта многих творческих людей. Пётр один из учредителей и руководитель музыкального салона «Ария», который одновременно является и базой для группы «Джаз в ребро», в которой он играет на бас-гитаре. Наверное, неспроста Пётр на греческом значит «камень» — он действительно олицетворяет фундамент всей творческой работы новой группы.
«Несмотря на то, что в кармане уже лежит пенсионное удостоверение, это ничего не меняет, — говорит Пётр, — трудиться, как и прежде, надо на результат».
Оживляя музыку
«Я увлёкся музыкой в 5-м классе, — поделился барабанщик и третий участник группы Андрей Кулиненко. — Многое из репертуара тех времён удавалось слушать на западных радиостанциях. Сначала просто стучал палочками ритм. Потом прошёл, наверное, все брянские рестораны, в конце концов «достучался» до группы «Стожары». В этом коллективе работал с 1981 года на протяжении 25 лет. За это время проехали с гастролями по Советскому Союзу, в составе агитпоезда «Московский комсомолец» объехали всю Среднюю Азию. За рубежом давали концерты в Восточной Европе — Польше, Югославии, Венгрии. Везде нас принимали очень хорошо — с улыбками, по-дружески. Никаких конфликтов и косых взглядов не было».
Если говорить о развитии музыки в Брянске в 80-е — 90-е годы, то, можно сказать, она была более живой, духовной. Вспомните, в каждом ресторане тогда был свой живой коллектив, который являлся его изюминкой. Многие посетители, планируя поход в ресторан, смотрели не только на кухню и в меню, но и на то, что они услышат в этот вечер. К сожалению, сейчас зачастую гостей ресторанов ждёт девочка «с караоке», иногда ещё и мальчик, который тоже поёт под минусовку. Есть среди них, конечно, и талантливые ребята, но настоящий живой звук уже почти ушёл в прошлое…
Клавиши в надёжных руках
Павел Тонких пришёл в группу в 2020 году. В 1993-м он окончил музыкальную школу по классу фортепьяно. Учась в государственном университете на историка, участвовал в «Студенческих вёснах». В это время и стал играть на гитаре. В Доме культуры посёлка Путёвка вошёл в состав музыкального молодёжного коллектива без названия под руководством Владимира Шумихина, который известен по ВИА «Стожары». С 2000 года стал выступать в разных ресторанах, больше всего играл в «Брянском картофеле».
«В 2004 году поступил на работу в Брянскую областную филармонию, — продолжает рассказывать о своей музыкальной биографии Павел, — где тружусь по сей день артистом-вокалистом. В основном я там пою. Навыки музыканта-инструменталиста проявились в рок-группе «Тайны затмения», в которой я был клавишником, бек-вокалистом и автором с 2006-го по 2014 годы. После в коллективах не играл и за шесть лет очень соскучился по инструментам».
Именно в филармонии он и познакомился с Андреем. Оказалось, они и живут по соседству.
«В начале прошлого года мы встретились на остановке, он говорит: «А не хочешь ли поиграть, вспомнить навыки?» Долго думал, а в феврале он привёл меня на репетицию «Джаза в ребро». Мне понравилось, и я остался», — делится Павел.
Планы воплощаются в реальность
«Группа старается возродить то, что так хорошо было знакомо жителям Брянска в 70-е — 80-е годы, но сейчас ушло в прошлое, — говорит Андрей. — Получается неплохо, работа в коллективе мобилизует. Когда ты один, то отвечаешь только за себя, а здесь нас четверо, как мушкетёров. Поэтому нужно знать друг друга, чувствовать плечо.»
В активе «Джаза в ребро» уже есть несколько выступлений. Слушатели очень положительно отзываются об артистах. А они продолжают репетировать, благо есть неплохая база — «Ария» на Калинина.
В репертуаре — старая добрая советская эстрада 80-х, 90-х, а из западного направления — классический рок.
Песни 80-х и более ранние будут слушать, говорят музыканты, потому что, помимо красивых мелодий, которым хочется подпевать, в этих композициях в основном воспеваются светлые чувства, в них отличные стихи. Песни про любовь, добро, дружбу, природу, расставания и встречи, переживания и надежды — вне времени — это вечные темы. Современная музыка, конечно, многогранна, нельзя сказать, что она вся плохая. Но тем не менее в ней есть чёткая тенденция к популяризации пошлости, вульгарности в текстах и примитивизации мелодической составляющей.
На репетиции группы побывал Григорий КОЖУРИН