Интересные воспоминания главного маршала авиации Александра Голованова «Дальняя бомбардировочная…». Да, и сам автор довольно незаурядна личность.
Голованов, по сути, создал, а затем командовал новым родом сил авиации — Авиацией Дальнего действия (АДД), которая является прообразом сегодняшней Дальней Авиации ВКС России.
Александр Голованов стал самым молодым по возрасту маршалом в Советском Союзе, получив это звание в 40 лет.
Ещё, в интернете можно найти указания, что он якобы является потомком того самого народовольца Кибальчича, который взорвал царя и в камере смертников писал записки о возможности космических полётов.
Судьба у маршала в хрущевские времена тоже оказалась сложной. Ещё при жизни Сталина его значительно понизили в должности — назначили командовать воздушно-десантным корпусом и предложили добровольно отказаться от маршальского звания. Он не согласился.
Несмотря на отношения к нему в последние годы жизни Сталина, отказался клеветать на него после смерти и был отправлен в отставку «по болезни». Дочь Ольга вспоминала: «Отец тяжело переживал смерть Сталина и оставался сталинистом до конца своих дней».
В книге излагаются неизвестны ранее факты. Например, ситуация с Гризодубовой. Кое-где есть перебор по излишне подробному перечислению подчиненных и сослуживцев заслуженного военачальника. Явно видно, что списки перенесены из приказов на награждения. Но, вероятно, таким способом автор отдавал дань уважения своим однополчанам и сослуживцам, с которыми шёл дорогами войны. Тем более, что не все из них вернулись из полётов домой.
Есть целая глава о взаимодействии с партизанами:
«Первым партизаном, с которым мне довелось познакомиться у Сталина, был Д. В. Емлютин — командир одного из крупных отрядов, действовавших в Брянских лесах.
Вскоре после встречи с Емлютиным я побывал у К. Е. Ворошилова, у которого находился и П. К. Пономаренко. Были обсуждены в общих чертах вопросы, связанные с использованием авиации в партизанском движении, а также определен порядок совместной работы. Климент Ефремович просил перебросить два самолета с грузом соли в отряд Емлютина, где началась цинга. В ту же ночь задание было выполнено, и, честно говоря, этому, с моей точки зрения, незначительному факту я не придал особого значения.
Будучи у Верховного и доложив об очередных результатах боевой работы АДД, я ждал указаний.
— А больше никаких полетов не было? — спросил Верховный.
— Нет, товарищ Сталин, не было.
— А вы ничего не забыли?
Быстро перебрав мысленно все, что было доложено, я уверенно ответил:
— Нет, товарищ Сталин, ничего не забыл.
— А к Емлютину вылетали?
— Да, товарищ Сталин, туда летало два «Дугласа», отвезли соль. У Емлютина в отряде цинга. Товарищ Ворошилов просил забросить к ним соль, что мы и сделали.
— А почему же вы нам об этом ничего не сказали? Мы же условились с вами, что вы будете нам рассказывать все, что касается вопросов обеспечения партизан.
— Я считал это мелочью и сам уже забыл об этом.
— На войне мелочей нет, а память у вас, как мы знаем, хорошая. Не следует забывать о таких вещах. Мы вам претензий не предъявляем. Раз в отряде такое дело, соль нужно было забросить, но мы хотим обо всем этом знать от вас. Могут быть и такие случаи, когда вас о чем-то будут просить, а мы вам не посоветуем выполнять эти просьбы.
Походив немного по кабинету, Верховный продолжал:
— Ну, к примеру, допустим, кто-либо из партизан попросит вас регулярно доставлять продовольствие на весь отряд. Будет ли это правильным?
Еще не понимая, к чему клонится разговор, я молчал.
— Надо сказать, что всегда правильным это не будет. Почему? Потому что, если отряд, имея вооружение и боеприпасы, не может добыть себе продовольствие, — это не боевой отряд. Правилом может быть доставка в отряд боеприпасов и вооружения для ведения боевых операций. Доставка же продовольствия должна быть исключением и может быть допущена только тогда, когда население уже не может больше помочь партизанам и у них действительно нет возможности добыть пищу из-за отсутствия в этом районе продовольствия и у немцев. Партизанские отряды, которые могут существовать только на продовольственном обеспечении, доставляемом из Красной Армии, нам не нужны. Их нужно вливать в другие боевые отряды или вывозить и вливать в состав частей Красной Армии…».
Ещё интересные факты из работы Авиации Дальнего действия, возглавляемой Александром Головановым:
Единственный полёт в своей жизни И. В. Сталин, в конце ноября 1943 года, в Тегеран, для переговоров с У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом, совершил на самолёте АДД.
Экипаж АДД вывез, в конце мая 1944 года, за два рейса, из района Купрешко, основных руководителей Верховного штаба Народно-освободительной армии Югославии и личный состав советской и англо-американской военных миссий, находившихся при штабе, которым грозил захват выброшенным немецким десантом.
Со словацкого аэродрома «Три дуба», в октябре 1944 года в связи с угрозой захвата немцами золотого запаса Чехословакии, несмотря на сложную погодную обстановку, несколькими экипажами АДД он был переброшен в Советский Союз. Ящики с драгоценным грузом словацкого народа поместили в Госбанк СССР, а в ноябре 1945 года, решением Советского правительства, все драгоценности, до грамма, были возвращены чехословацкому народу.
На фото: ТБ-3 перед вылетом. В центре – А.Е.Голованов. Смоленск, 1941 г.