К 2025 году в российских колледжах должно появиться более пяти тысяч мастерских. Брянский профессионально-педагогический колледж одним из первых вступил в эту федеральную программу. В оснащении помогают и региональные власти, и сам колледж вкладывает средства в своё техническое перевооружение. Уже сегодня учреждение среднего профессионального образования укомплектовано так, что и работодатели могут позавидовать. Но останавливаться на этом здесь не собираются, — поделились своими достижениями и планами с изданием «АиФ-Брянск».
Дополнительная реальность
«В 2019 году мы получили грант на то, чтобы привести материально-техническую базу образовательной организации в соответствии с современными требованиями. Это позволило открыть пять мастерских по пяти компетенциям: дошкольное воспитание и специальное дошкольное воспитание, преподавание в младших классах и коррекционная педагогика в начальном образовании, право и организация социального обеспечения», — уточнила директор Брянского профессионально-педагогического колледжа Светлана Яковлева.
Так, будущие воспитатели и учителя начальных классов осваивают интерактивные технологии — с их помощью образовательный процесс превращается для детей в увлекательную игру. Вместо меловых досок — сенсорные панели, вместо обычных столов — поверхности, управляемые касанием. Даже полы и детские песочницы — с дополнительной реальностью. В этих условиях и получают профессию студенты колледжа. Оборудованы таким образом и новые сады со школами, которые открываются в Брянской области. А потому, чтобы освоить чудо техники, действующие воспитатели и учителя тоже учатся в Брянском проф.-пед. колледже — на его базе действует учебный Центр повышения квалификации и переподготовки.
Благодаря гранту удалось ввести и две новые дисциплины — интерактивные технологии в дошкольном образовании и театрализованная деятельность. То есть будущие воспитатели знакомятся как с современным игровым образовательным форматом, так и с технологиями прошлого — когда детей учили буквально на пальцах с помощью перчаточных кукол и театрализованных представлений.
Будущие учителя начальных классов тоже проходят новый курс — интерактивные основы робототехники, ведь в школах всё чаще используют роботов разных поколений.
А ещё колледж три года назад одним из первых стал проводить демонстрационный экзамен в рамках промежуточной аттестации по специальностям дошкольное образование и преподавание в начальных классах.
«Мы оснащены всем чем только можно. Ещё пять лет назад, с 2017 года, начали участвовать в чемпионате профессионального мастерства WorldSkills Russia. А по требованиям этого соревнования студенты должны показывать навыки работы на современном оборудовании, причём его перечень достаточно большой. На такое обустройство мы получали финансирование из регионального бюджета. Плюс каждый год появлялись новые задания — чтобы студенты могли их выполнить, нам выделяли деньги на покупку определённого оборудования. Так, в рамках чемпионата у нас сначала появилась площадка по одной компетенции — дошкольное воспитание. А потом добавились ещё три площадки — преподавание в младших классах и информационные системы и программирование (основная группа и юниоры)», — рассказала заместитель директора по учебной работе Елена Машкова.
Реальная доступность
Федеральный бюджет также позволил приобрести оборудование для студентов с инвалидностью и ОВЗ. Напомним, в колледже созданы условия для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата — установлены подъёмники на входе и в здании. Есть и специальные компьютерные столы для удобного подъезда на коляске. Для слабослышащих ребят закуплены индукционные устройства, которые усиливают звук. Для слабовидящих студентов — принтер со шрифтом Брайля. А ещё программы экранного доступа, озвучивающие то, что отображается на мониторе компьютера. Для детей с ДЦП приобретены компьютерные мыши, которые управляются движением головы.
«Стараемся развиваться и дальше в этом направлении. В рамках развития доступной среды летом по возможности планируем уложить на полу тактильную плитку. Стоит она дорого и встречается в регионе в основном лишь на переходах и остановках, которые недавно капитально отремонтировали», — делится заместитель директора колледжа по руководству РУМЦ Галина Шатохина.
Всем ПК и ПО
За счёт собственных средств колледж уже создал часть мастерских. Это площадки для таких специальностей, как обеспечение информационной безопасности и оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств. Также обустроены учебно-производственные мастерские по специальности профессиональное обучение по отраслям — это учебно-производственные мастерские по обслуживанию и ремонту автомобилей и по подготовке операторов станков с ЧПУ (числовым программным управлением).
Помог и региональный бюджет, когда были приняты новые образовательные стандарты. Так, по специальностям информационные системы и программирование и экономика и бухучёт формой государственной итоговой аттестации, помимо защиты выпускной квалификационной работы, стал демонстрационный экзамен. Для его проведения экономистам, таким образом, приобрели программу «1С: Бухгалтерия», а программистам — персональные компьютеры (ПК), программное обеспечение (ПО) и серверы.
Школьнику на заметку
Попробовать себя в определённой профессии могут и школьники — колледж участвует в профориентационном проекте «Билет в будущее» нацпроекта «Образование» с 2020 года. Участие в проекте принимают 6-11 классы. Проект состоит из нескольких уровней: это тестирование, профориентационные уроки и профессиональные пробы, чтобы определиться с направлением своей будущей деятельности.
«Да у них глаза светятся!» — сказали учителя 53-й брянской школы про своих ребят, которые на днях посетили профессиональные пробы в проф.-пед. колледже. Восьмиклассники примерили на себя профессию автомеханика — копались в запчастях и деталях коробок передач и двигателей. И делали это с неподдельным интересом.
Только за счёт одного гранта колледж смог оснастить сразу пять мастерских.
Такую возможность колледж предоставляет по четырём направлениям. Школьники могут почувствовать себя ещё в роли воспитателя — собрать из Lego элемент и презентовать его; педагога — придумать и провести интерактивный квест для первоклашек; специалиста по информационным системам — создать сайт, опираясь на шаблон.
Проект — это хороший ориентир в будущей профессиональной деятельности.
Требования к профессиям меняются, а вместе с ними корректируются и программы подготовки кадров. Среднее профессионально-педагогическое образование сейчас движется в сторону единых федеральных подходов к структуре и содержанию учебного процесса, качеству выпускаемых специалистов. Для этого создана ассоциация «Ядро среднего педагогического образования», куда вошли и педагоги Брянского проф.-пед. колледжа. Такое ядро и разрабатывает единые подходы к воспитателям и учителям, обеспечивает преемственность среднего и высшего педагогического образования. В сентябре уже приняты два новых государственных стандарта по педагогическому образованию — это дошкольное образование и преподавание в начальных классах. Если раньше почти ко всем дисциплинам были прописаны соответствующие модули, то теперь определены только компетенции, которыми должны обладать эти специалисты. За счёт каких дисциплин и междисциплинарных курсов их формировать — решает само образовательное учреждение, но с учётом примерных основных образовательных программ. В некотором смысле это даёт педагогам больше возможности для творчества. А 25 октября на правовом портале закончилось обсуждение проектов образовательных стандартов по специальностям коррекционная педагогика в начальных классах, педагогика дополнительного образования и профессиональное обучение (по отраслям). Значит, скоро и тут произойдут определённые изменения.