Переоборудовать и оснастить учебное заведение для работы с ребятами, которые имеют особенные потребности, как минимум дорого. Но Брянский профессионально-педагогический колледж доказывает: было бы желание, а возможности найдутся.
Сегодня в колледже обучаются 48 студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это 1,7 процента от общего количества ребят. При этом средний показатель по стране — 0,4 процента.
Плюс колледж помогает школам региона вести уроки с помощью дистанционных образовательных технологий для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
От школы до колледжа
«Внедряем инклюзивное образование почти 10 лет, с 2013 года, — рассказывает директор проф.-пед. колледжа Светлана Яковлева. — В СПО тогда не с кем было посоветоваться. Мы объехали местные высшие учебные заведения, потом и московские вузы, чтобы проконсультироваться и посмотреть практики реализации инклюзивного образования. В столице вопросами инклюзии занимался психолого-педагогический университет РУДН, они и поделились с нами основным опытом. Плюс за годы работы приобрели свой и транслируем его не только в Брянской области, но и в других регионах».
С 2013 года в колледже внедряют инклюзивное образование. Сегодня там учатся 48 студентов с особенными потребностями.
Сначала в колледже создали условия для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата — установили подъёмник на входе в здание и подъёмную платформу внутри вдоль лестничного марша с первого по четвёртый этаж.
Затем учебное заведение дооснастили оборудованием для обучения студентов по различным нозологиям. Это стало возможным благодаря тому, что в 2018 году колледж получил грант и на базе колледжа был создан Ресурсный учебно-методический центр среднего профессионального образования. РУМЦ СПО осуществляет консультационное, экспертное и методическое сопровождение на общероссийском и межрегиональном уровнях инклюзивного профессионального образования и профессионального обучения, в том числе по адаптированным образовательным программам.
Благодаря гранту появилась возможность закупить портативные индукционные петли и стационарные индукционные системы. Эти устройства усиливают звук, и студенту со слуховым аппаратом больше не нужно сидеть на первой парте, чтобы слышать учителя или читать по губам. Преподаватель просто включает оборудование и спокойно передвигается по аудитории, объясняя какую-то тему, а студент прекрасно всё слышит.
Для слабовидящих и незрячих студентов приобрели принтер, который переводит текстовую информацию в рельефно-точечный шрифт Брайля, и распечатывает тактильный файл для прочтения такими студентами. Есть и программы экранного доступа, которые озвучивают то, что отображается на мониторе компьютера — таким образом, ребята могут самостоятельно изучать различные сайты и электронные документы.
Пользоваться компьютером в колледже могут и обучающиеся с диагнозом детский церебральный паралич (поражениями рук) — для этого существует специальная мышка, которая крепится на лоб и управляется движением головы. Есть ещё специальная мебель, в частности, компьютерные столы, которыми удобно пользоваться ребятам с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для психолого-педагогического сопровождения в штате есть тьютор. Он встречает слабовидящего студента и провожает на занятия, где тоже присутствует, чтобы поддержать подопечного в освоении материала — проговорить правила и отработать их применение. Студенту, передвигающемуся на коляске, необходима физическая помощь при перемещении по зданию, здесь помощь оказывает ассистент-помощник.
От рабочего до специалиста
В колледже обучаются студенты с различными нозологиями.
С 2017 года образовательное учреждение выступает площадкой чемпионата по профессиональному мастерству «Абилимпикс». Это соревнования по профессиям для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Для их проведения требуется и соответствующее оснащение, которым колледж обладает. На сегодняшний момент ему удалось расширить количество участвующих в конкурсе компетенций до трёх — это веб-дизайн, обработка текста и разработка программного обеспечения
Для ребят важно не только участие в соревнованиях, но и подготовка к чемпионату. И в таком срезе знаний студенты колледжа традиционно в числе лучших.
А с 2019 года государство выдаёт субсидии на обустройство мастерских — в них должно быть создано хотя бы одно место для студентов с инвалидностью и ОВЗ. Этой возможностью Брянский проф.-пед. колледж воспользовался одним из первых.
А ещё именно он дал право студентам с инвалидностью и ОВЗ перейти на более высокую образовательную ступень и получать уже не только рабочую профессию, но и специальность.
«Поэтому почти десять лет назад мы стали экспериментальной площадкой по обучению ребят с сохранным интеллектом, но которые имеют инвалидность и ОВЗ», — делится заместитель директора по научно-методической работе и информационно-коммуникационным технологиям Сергей Куропатин.
Сначала таким студентам была доступна одна специальность — прикладная информатика. Сегодня обучение ведётся практически по всем специальностям, а с применением дистанционных образовательных технологий ребят учат страховому делу (по отраслям).
«Работодателю сложно организовать рабочее место для сотрудника с инвалидностью. Мы посчитали, что айтишники, бухгалтеры и страховщики могут работать из дома, ещё и на себя — взять несколько предприятий и вести их. К примеру, небольшой компании или индивидуальному предпринимателю трудно держать в штате бухгалтера, но к помощи такого стороннего специалиста всё равно приходится прибегать», — комментирует Сергей Куропатин.
Связь даже на расстоянии
Студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья включаются в образовательный процесс на равных. Такая социализация для них очень важна — в колледже парни и девушки находят друзей, раскрывают свои возможности
«Это талантливые, открытые люди, которые хотят не скрывать себя от мира, а проявляться в нём — они пишут великолепные стихи и картины, один наш выпускник придумывает шутки детским командам КВН. Но не все дети в силу нозологий могут всегда присутствовать на занятиях, и здесь на помощь приходят дистанционные образовательные технологии — с их помощью 15 обучающихся с инвалидностью и ОВЗ сейчас осваивают образовательную программу. При этом они приезжают в колледж, чтобы пройти учебную практику, сдать экзамен. Они общаются со сверстниками. К тому же мы устраиваем для них различные мероприятия, на которых стараемся занять и родителей. Так, 3 декабря будет отмечаться Всемирный день инвалида, и по этому случаю организовываем большой праздник», — делится заместитель директора колледжа по руководству РУМЦ Галина Шатохина.
Стоит отметить, что отношение к инклюзивному образованию меняется как у общества, так и у педагогов. И большую роль в этом играет созданный в колледже Ресурсный учебно-методический центр. Именно он оказывает учебно-методическую и экспертно-консультативную поддержку всем остальным организациям СПО в Брянской и Смоленской областях — не в каждом регионе есть свой РУМЦ, и потому Федеральным методическим центром инклюзивного образования прошло закрепление нашего центра за соседней Смоленской областью.
Чтобы педагоги Брянской области максимально держали руку на пульсе инклюзивного образования, каждый месяц для них устраивают различные тренинги, семинары, вебинары, совещания, «круглые столы». РУМЦ транслирует свой опыт, знакомит с последними тенденциями. Два раза в год проводит совместно с базовой профессиональной образовательной организацией всероссийские конференции.
На базе колледжа расположен также Центр дистанционного образования детей с инвалидностью и ОВЗ (для обучающихся в школах). Часть дисциплин учителя проводят на дому, но нередко из-за нехватки кадров школы не могут дать детям с инвалидностью и ОВЗ полное надомное обучение. Тогда подключается Центр дистанционного образования — в нём сейчас работают более 60 педагогов и обучаются 98 школьников. Учат детей по тем программам, которые предоставила школа, а на время обучения центр предоставляет ребятам всё необходимое оборудование и технику.
Таким образом, создание инклюзивной образовательной среды — актуальная для колледжа задача, и в этом направлении он продолжает своё развитие.